Влияние здоровьесохраняющих технологий на состояние здоровья детей младшего школьного возраста

Авторы

  • H.V. Beketova Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика, Ukraine
  • K.B. Savinova Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика, Ukraine
  • O.D. Dybohay Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Ukraine
  • H.D. Mishcherska КУ КОС «Киевская областная детская больница», Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.15574/SP.2018.96.17

Ключевые слова:

дети, младший школьный возраст, состояние здоровья, адаптационно-резервные возможности, здоровьесохраняющая технология

Аннотация

В современных условиях наблюдается тенденция к увеличению показателей заболеваемости среди детей, особенно после их поступления в школу, что обуславливает необходимость внедрения здоровьесохраняющих технологий (ЗСТ).

Цель: оценить влияние ЗСТ «Обучение в движении» А.Д. Дубогай на состояние здоровья и адаптационные возможности детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы. Проведено углубленное клинико-инструментальное обследование 153 детей младшего школьного возраста перед началом (2013 г.) и в течение обучения (2013–2018 гг.) в средней школе №287 г. Киева (n=65, основная группа), где внедрена ЗСТ «Обучение в движении», и в средней школе №3 г. Боярка Киевской области, де ЗСТ не применяли (n=88, группа контроля).

Результаты. После внедрения ЗСТ «Обучение в движении» в основной группе отмечен достоверный прирост количества детей с гармоничным физическим развитием на 36%, а у учеников группы контроля изменений в физическом развитии почти не было (38,6% в первом и 41,7% в пятом классе). Под влиянием ЗСТ улучшились показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) — достоверно увеличилось количество учеников с удовлетворительными адаптационно-резервными ее возможностями согласно индексу Баевского (97,2% против 33,3% в группе контроля по окончании начальной школы). Высокий и выше среднего уровень функционального резерва сердца (по данным пробы Руфьє) по окончании начальной школы имели 77,6% учеников основной группы и только 8,4% в группе контроля. Возросли также функциональные резервы дыхательной системы — при применении ЗСТ количество учеников с удовлетворительными результатами пробы Штанге возросло с 67% до 87%, а в группе контроля — снизилось с 62,5% до 24,5%. Пробу Генче в конце обучения в начальной школе удовлетворительно выполняли 100% детей, а в группе сравнения — 76,5%. В основной группе существенно возросло количество детей с высоким жизненным индексом (с 58,5% до 97,2%), а в группе контроля этот показатель снизился (с 27,3% до 16,7%). Улучшилась противоинфекционная резистентность школьников основной группы — в четвертом классе количество пропущенных дней обучения за год на одного ученика составило 15,9, а в контроле — 53,9 дня. В основной группе не отмечалось прироста доли детей с хронической патологией, достоверно снизился удельный вес учеников с функциональными расстройствами ССС с 30,8% до 8,3%.

Выводы. Использование ЗСТ «Обучение в движении» достоверно улучшает функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем у учеников начальной школы, сопротивляемость инфекциям, что позволяет рекомендовать методику для широкого внедрения.

Библиографические ссылки

Antipkin UH, Volosovets OP, Maidannik VH etc. (2018). State of the children’s health is the future of the country. Child’s health. 13. https://doi.org/10.22141/2224-0551.13.1.2018.127059

Beketova GV, Savinova KB. (2018). Influence of health saving techniques on the anti-infectious resistance and formation of chronical pathologies of pre-school aged children. Sovremennaya pediatriya. 4(92): 17–22. doi 10.15574/SP.2018.92.17

Boychenko T. (2005). Valeology is an art of being healthy. Health and physical culture.2: 1–4.

Dybohai OD. (2005). Education in moving: health saving technologies in primary school: methodological recommendation: Kyiv: VD Shkilnyi svit: 112.

Lukyanova EM. (2003). Medical and pedagogical aspects of the problem of keeping children’s health. International medical magazine.9;3: 6–9.

Ministry of Health of Ukraine. (2017). Annual report on the health status of the population, the sanitary and epidemiological situation and the results of the health care system of Ukraine. 2016 year. Kyiv: 43–69.

Moiseenko RA, Dudina EA, Goyda NG. (2017). Analysis of incidence and prevalence of diseases among children in Ukraine for the 2011-2015 period. Sovremennaya pediatriya. 2(82): 17–27. https://doi.org/10.15574/SP.2017.82.17

Mukvich E.N., Kaminskaya T.N. (2016). The organization of the preventive and rehabilitation activities among the children in the school. Sovremennaya pediatriya. 3(75): 15—18. https://doi.org/10.15574/SP.2016.75.15

Опубликован

2018-12-29

Выпуск

Раздел

Оригинальные исследования