Влияние здоровьезберегающих технологий на антиинфекционную резистентность и формирование хронической патологии у детей младшего школьного возраста

Авторы

  • G. V. Beketova Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика, г. Киев, Украина, Ukraine
  • K. B. Savinova Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика, г. Киев, Украина, Ukraine https://orcid.org/0000-0001-7818-2228

DOI:

https://doi.org/10.15574/SP.2018.92.17

Ключевые слова:

дети младшего школьного возраста, заболеваемость, здоровьезберегающие технологии, острые респираторные инфекции, антиинфекционная резистентность

Аннотация

В современных условиях наблюдается тенденция к увеличению показателей заболеваемости среди детей, особенно после их поступления в школу, что обуславливает необходимость внедрения здоровьезберегающих технологий (ЗЗТ).
Цель: оценить влияние ЗЗТ «Обучение в движении» на состояние антиинфекционной резистентности и частоту формирования функциональных и хронических соматических заболеваний у детей младшего школьного возраста.
Материалы и методы. Проведено углубленное клинико-инструментальное обследование 153 детей младшего школьного возраста перед началом обучения в школе, через 1 и 2 года и после окончание начальной школы в гимназии №287 г. Киева (основная группа — 65 учеников), где внедрена ЗЗТ «Обучение в движении», и в ООШ №3 г. Боярка Киевской области, де ЗЗТ не применяли (группа сравнения — 88 учеников). Состояние антиинфекционное резистентности определяли по частоте эпизодов острых респираторных инфекций (ОРИ) в течение года, наличию их осложнений, частотой функциональных и хронических соматических заболеваний.
Результаты. В ходе 4-летнего наблюдения за детьми доказано положительное влияние ЗЗТ на состояние противоинфекционной защиты. В основной группе отсутствовал прирост доли детей с хронической патологией, достоверно снизился удельный вес учеников с функциональными расстройствами сердечно-сосудистой системы (с 30,8% до 8,3%), в то время как в группе сравнения зафиксирован достоверный прирост доли детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с 29,5% до 44,4%), болезнями органов пищеварения (с 21,9% до 36%), органов дыхания (с 7,9% до 44,4%), эндокринной патологией (с 32,5% до 50,0%), функциональными расстройствами сердечно-сосудистой системы (с 46,6% до 58,3%). В основной группе дети достоверно реже пропускали занятия по болезни, также было достоверно больше детей, которые ни разу не болели в течение учебного года.
Выводы. Применение ЗЗТ «Обучение в движении» предупреждает развитие хронической патологии и позволяет обеспечить высокий уровень антиинфекционной резистентности детей младшего школьного возраста, что проявляется значительным снижение заболеваемости сезонными ОРИ, уменьшением их длительности, предупреждает возникновение осложнений и формирование функциональных расстройств и хронической патологии. Полученные данные позволяют рекомендовать указанную технологию для широкого внедрения в общеобразовательных учебных заведениях.

Библиографические ссылки

Boichenko T. (2005). Valeology is the art of being healthy. Health and physical education. 2: 1-4.

Volkova IV, Marinyshkina OE, Pokroeva LD, Ryabova ZV. (2007). School establishing in contributing to the health. Kharkiv: Kharkiv Academy of Continuous Education: 40.

Dubohay O. (2005). Education in moving: health saving techniques in primary school. Kyiv: 112.

Zaytseva OV. (2009). Children’s recurrent respiratory contagions. Medical newspaper. 86: 9.

Healthy children are the best investment in future. http: //www/100spravok.ru/100spravok/Artikle.aspx?ID=332/

Lykiyanova OM, Kvashnina LV. (2004). State of pre- school age children and ways of its correction. Perinatology and Pediatrics. 1: 35.

Annual report of the health state of population, sanitary epidemiological situation and results of health care system of Ukraine activity. (2016). Ministry of Health of Ukraine: 46-68.

Nyankovskii SL. (2014). Medical-social aspects of health state of pupils in Ukraine. Georgian Medical News. 5(230): 60-65.

Orgzehovckoi VM. (2007). Dictionary of main terms and notions in preventive up-bringing. Ternopil: 177-179.

Rechkina EA. (2013). Often sick children and role of immunocorrection in their treatment. Asthma and allergic. 1: 44-47.

Semenova NO. (2007). Technique of designing school influence on health. Educational work at school. 4: 4-15.

Smirnov NK. (2002). Health saving educational techniques in modern school. Moskow: 121.

Amialchuk A. (2016). Do Your School Mates Influence How Long You Game? Evidence from the U.S. 11(8): 0160664.

Выпуск

Раздел

Оригинальные исследования