Врожденный гипотиреоз у детей: интеллектуальное развитие и психосоциальная адаптация

Авторы

  • T.V. Sorokman ВГУЗ Украины «Буковинский государственный медицинский университет», Ukraine
  • N.O. Popeliuk ВГУЗ Украины «Буковинский государственный медицинский университет», Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.15574/SP.2017.84.107

Ключевые слова:

дети, врожденный гипотиреоз, интеллектуальное развитие, психосоциальная адаптация

Аннотация

Цель — оценить состояние интеллектуального развития и психосоциальной адаптации детей с врожденным гипотиреозом (ВГ).

Пациенты и методы. Проведена оценка результатов исследования 22 больных ВГ в возрасте от 1 месяца до 15 лет: УЗИ, ЭЭГ, гормонометрия, логопедическое и сурдологическое исследования, оценка интеллекта (Wechsler Intelligence Scale for Children) и индивидуальных особенностей личности (тест «Детский рисунок»). Статистический анализ данных проводился с использованием программы Statistica 6,0.

Результаты. У 38,1% детей диагностированы узловые образования щитовидной железы. Получена положительная корреляционная взаимосвязь между возрастом детей и наличием узловых образований (r=0,76; p<0,001). Медиана ТТГ на первом этапе скрининга составила 38 МКОД/л. Уровень сТ4 колебался от 0,49 до 14,7 пмоль/л. Аудиологическое обследование выявило отклонения слуховой функции у 43,8%, логопедическое — задержку развития ранней речи у 36,3% лиц. Средний уровень IQ детей с ВГ находился на нижней границе нормы — 88,9±1,52 балла. Общий IQ зависел от объема кратковременной памяти (r=0,6; p<0,05) и был достоверно ниже у детей со снижением объема процессов запоминания (103,2±9,6 балла). У 45,4% лиц отмечены функциональные изменения диэнцефального участка коры головного мозга. Наиболее частым психологическим показателем у детей с ВГ была депрессия (p<0,05), почти с одинаковой частотой — агрессия и тревожность.

Выводы. Дети с ВГ имеют различные отклонения в состоянии здоровья: узловые образования щитовидной железы, нарушения слуховой функции, задержка развития ранней речи, функциональные изменения электрической активности коры головного мозга. Общий IQ у большинства детей с ВГ при своевременном лечении находится в пределах нормальных значений.

Библиографические ссылки

De Benua B, Shvets OV. (2011). Elimination of iodine deficiency is one of the key health problems. Mezhdunarodniy endokrynolohycheskyy zhurnal. 6 (38): 9-17.

Dyleo D. (2002). Children's drawing: diagnostics and interpretation. M: 120.

Klymenko TA, Bezlepkyna OB, Chykulaeva OA. (2010). Intellectual development in congenital hypothyroidism. Klynycheskaya y эksperymental'naya tyreoydolohyya. 6(4): 17-21.

Fylymonenko YuY, Tymofeev VY. (2006). Wexler's test. Diagnosis of the level of development of intelligence: Methodological guide (WISC): 120.

Kollati Y, Ambati RR, Reddy PN et al. (2017). Congenital Hypothyroidism: Facts, Facets & Therapy. Curr Pharm Des. Feb 6. https://doi.org/10.2174/1381612823666170206124255; PMid:28176629.

Gejão MG, Lamônica DA. (2008). Development skills in children with congenital hypothyroidism: focus on communication. Pro Fono. 20(1):25-30. https://doi.org/10.1590/S0104-56872008000100005; PMid:18408860.

Heidari Z, Feizi A, Hashemipour M et al. (2016). Growth development in children with congenital hypothyroidism: the effect of screening and treatment variables-a comprehensive longitudinal study. Endocrine. 54(2):448-459. https://doi.org/10.1007/s12020-016-1010-x; PMid:27477291

Ferianec V, Papcun P, Grochal F et al. (2016). Thyroid Imaging in Infants. Endocrinol Metab Clin North Am. 45(2):255-66. https://doi.org/10.1016/j.ecl.2016.02.005.

Bastug O, Korkmaz L, Halis H et al. (2017). Thyroid status of iodine deficient newborn infants living in central region of Turkey: a pilot study. World J Pediatr. Feb 14. https://doi.org/10.1007/s12519-017-0017-6; PMid:28194694.

Опубликован

2017-05-28

Выпуск

Раздел

Эндокринология