Влияние саплиментации йода на физическое, нервно-психическое развитие и неврологический статус детей раннего возраста

Авторы

  • M. Y Mamenko Национальная медицинская академия последипломного образования им. П. Л. Шупика, г. Киев, Украина, Ukraine https://orcid.org/0000-0001-7487-2993
  • G. O. Shleyenkova Харьковская медицинская академия последипломного образования, Украина, Ukraine
  • K. M. Doncova Луганский областной дом ребенка № 2, г. Северодонецк, Украина, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.15574/10.15574/SP.2017.81.13

Ключевые слова:

йод, гипофизарно-тиреоидная система, неврологический статус, нервно-психическое развитие, дети раннего возраста

Аннотация

Йодный дефицит негативно влияет на обмен веществ и энергии, соматический рост ребенка, процессы закладки и формирования структур ЦНС, ее функциональную активность.

Цель: изучить влияние саплиментации йода на функциональное состояние гипофизарно-тиреоидной оси, физическое, нервно-психическое развитие и неврологический статус детей раннего возраста.

Пациенты и методы. Обследовано 118 детей в возрасте 2,5–3,5 месяца, поступивших на воспитание в дом ребенка. Всем детям была проведена оценка физического, нервно-психического развития, неврологический осмотр и определение уровня ТТГ, Т4, Т3.

Результаты. Обследованные дети имели отягощенный перинатальный анамнез (100%), отставание в физическом развитии (44,9%), задержку нервно-психического развития (95,7%), снижение коэффициента нервно-психического развития (до 82 баллов), симптомы перинатального поражения нервной системы (94,1%), преимущественно в виде синдрома задержки статокинетического, психического и доречевого развития (49,2%, p χ2<0,001), недостаточное йодное обеспечение (медиана суточной экскреции йода с мочой 56,5 мкг). Применение препаратов калия йодида в дозе 50 мкг в течение 6 месяцев позволило снизить уровень ТТГ с 3,21 мЕд/л до 1,96 мЕд/л (pu=0,000), что способствовало нормализации показателей физического и нервно-психического развития.

Выводы. Саплиментация йода является эффективным средством коррекции физического, нервно-психического развития, неврологических нарушений у детей с отягощенным перинатальным анамнезом.

Библиографические ссылки

Belykh NA. 2011. Psychomotor development in young children in the mild iodine deficiency region. Ukrainian Journal of Pediatric Endocrinology. 7; 1: 49-52.

Kvashnina LV, Rodionov VP, Raczkowskiy VV. 2008. Micro- and maсroelementary homeostasis and problems in childhood. Perinatologiya i Pediatriya. 3: 91-96.

Clinical protocol for medical care for a healthy child under 3 years. MOH of Ukraine from 31.03.2008 number 149. Ministry of Health of Ukraine. Kyiv, 2008: 45. Ministry of Health of Ukraine Regulations.

Kozlovskaja GV. 2007. «GNOM». Methodological manual. M: 152.

Mamenko MYe, Belykh NA. 2014. Clinical recommendations for diagnosis, treatment and prevention of iodine deficiency disorders in children. K: 31.

Mamenko MYe, Belykh NA. 2012. Modern approaches to ante- and postnatal prevention of iodine deficiency in young children. Part I. Zdoroviye rebenka. 2(37): 37-40.

Martyniuk VYu. 2001. Classification of lesions of the nervous system in children and adolescents. Methodological manual. Kyiv, Fenix: 190.

Fadeyev VV. 2014. On materials of Clinical Recommendations of European Thyroid Association on diagnostics and treatment of subclinical hypothyroidism in pregnant women and children. Clinical and Experimental thyroidology. 10; 3: 20-26.

Delange F. 2007. Iodine deficiency as a cause of brain damage. Postgrad Мed J. 77: 217–220.

Chevrier J, Harley KG, Kogut K et al. 2011. Maternal Thyroid Function during the Second Half of Pregnancy and Child Neurodevelopment at 6, 12, 24, and 60 Months of Age. Journal of Thyroid Research. 2011: 13. http:// www. hindawi. com/journals/jtr/2011/426427/abs. https://doi.org/10.4061/2011/426427; PMid:22132346 PMCid:PMC3202128

Zimmermann MB. 2013. Iodine deficiency and excess in children: worldwide status in 2013. Endocrine practice. 19; 5: 839-46. https://doi.org/10.4158/EP13180.RA; PMid:23757630

Загрузки

Выпуск

Раздел

Школа практического врача