Клиническое значение психоэмоциональных факторов при ожирении у детей

Авторы

  • Yu. G. Tsyunchyk

DOI:

https://doi.org/10.15574/SP.2016.77.98

Ключевые слова:

дети, ожирение, психоэмоциональные факторы

Аннотация

Цель — повышение эффективности лечения ожирения у детей на основе изучения клинического значения психоэмоциональных факторов в формировании ожирения и разработки новых методов комбинированной медикаментозной и психотерапевтической поддержки.

Пациенты и методы. Проведены эпидемиологические, клинико-лабораторные, функциональные, инструментальные и медико-психологические исследования 144 детей (78 девочек и 66 мальчиков) в возрасте 3–17 лет с клинически подтвержденным диагнозом ожирения.

Результаты. Доказано влияние психоэмоциональных факторов на формирование ожирения у детей: повышенная личностная тревожность, дезадаптация, неврастенический тип реакций, астено-депрессивный та астено-ипохондрический типы акцентуации характера. Показано преобладание негативных эмоций в психоэмоциональном состоянии больных ожирением детей: тревожность, зависимость, незащищенность, агрессивность, чувство неполноценности, неуверенность в себе, демонстративность, немотивированная смена настроения, разнообразные страхи и фобии. Выраженность личностной дезадаптации детей с ожирением нарастает по мере отягощения заболевания.

Выводы. Выявленные психологические изменения определяют необходимость психотерапевтической коррекции в схеме стандартной терапии ожирения у детей. При составлении индивидуальных планов психотерапии необходимо учитывать тяжесть ожирения, особенности характера больного ребенка, доминирование тех или иных этиологических факторов его возникновения. Преобладание нарушений в сфере семейных отношений определяет необходимость увеличения роли семейной психотерапии, направленной как на самого больного, так и на его родителей, а нарушения в сфере внесемейных и бытовых контактов — методов группового тренинга, общения, игровых методик, совместного с родителями обучения в вопросах питания. Всем детям с ожирением показаны аутогенные тренировочные методики, применяющиеся для формирования правильного пищевого поведения.

Ключевые слова: дети, ожирение, психоэмоциональные факторы.

Библиографические ссылки

Dedov II, Melnichenko GA. 2006. Ozhirenie. Etiologiya, patogenez, klinicheskie aspektyi. Moskva, MIA: 456.

Zelinska NB. 2007. Syndrom ozhyrinnia u praktytsi dytiachoho endokrynoloha. Klinichna endokrynol ta endokr khirurhiia. 2(19): 61—72.

Isaev DN. 2000. Psihosomaticheskaya meditsina detskogo vozrasta. Sankt-Peterburg: 507.

Lukyanova EM. 2002. Otsenka kachestva zhizni v pediatrii. Kachestvennaya klin praktika. 4: 34—42.

Stroev YuI, Churilov LP, Belgov AYu, Chernova LA. 2003. Ozhirenie u podrostkov. Sankt-Peterburg, ELBI-SPb: 216.

Dietz WH, Robinson TN. 1998. Use of the BMI as a measure of overweight in children and adolescents. J Pediatr. 132: 191—193. http://dx.doi.org/10.1016/S0022-3476(98)70426-3

Ehrenberg HM, Dierker L et al. 2002. Prevalence of maternal obesity in an urban center. Am J Obs Gyn. 5: 1189. http://dx.doi.org/10.1067/mob.2002.127125

Seidell JS. 1998. Time trends in the world-wide prevalence of obesity. Handbook of Obesity. WPT James, Eds. NY, USA: 79—91.

Strauss RS, Pollack HA. 2003. Social marginalization of overweight children. Arch Pediatr Adolesc Med. 157: 746—752. http://dx.doi.org/10.1001/archpedi.157.8.746; PMid:12912779

Выпуск

Раздел

Эндокринология