Синдром жестокого обращения с ребенком в Одесском регионе: эпидемиология, клинические и психоневрологические проявления и последствия

Авторы

  • M. Aryayev
  • L. Senkivska
  • I. Shevchenko
  • V. Gudz
  • T. Kuzmenko

DOI:

https://doi.org/10.15574/SP.2016.76.124

Ключевые слова:

синдром жестокого обращения с ребенком, школьный буллинг, психологическая жестокость, дети

Аннотация

Цель исследования. оценка региональных особенностей жестокого обращения с ребенком, информированности, личного опыта по данной проблеме у взрослых и школьников и выявление у пострадавших детей клинических, психоневрологических и психоэмоциональных последствий психологической жестокости.


Материалы и методы.
Проводилось анкетирование взрослого населения для оценки проблемы относительно насилия в семье и школьников общеобразовательных школ относительно проблемы школьного буллинга. Психологические тесты оценивали эмоциональное состояние ребенка, когнитивные функции и внутрисемейные отношения. Статистическую обработку полученных даннях выполняли с помощью программ Excel 2010, STATISTICA 10 и интернет-калькулятора SISA (Simple Interactive Statistical Analysis).


Результаты.
В Одесском регионе достаточно много респондентов, как мужчин, так и, особенно, женщин, в детстве подверглась жестокому обращению (65,6% от числа опрошенных). Установлен недостаточный уровень знаний населения о проблеме жестокого обращения с детьми: только 13% опрошенных показали высокий уровень осведомленности в вопросах насилия в семье. Наиболее распространенными формами жестокого обращения были эмоциональное насилие 30,0% (95%ДИ 26,4–33,5) (особенно среди девочек) и физическое насилие — 21,3% (95%ДИ 17,8–24,1) (особенно среди мальчиков). Выявлено, что значительная часть респондентов, считают приемлемым использование в качестве наказания детей, разных вариантов физического (27,6%, 95%ДИ 25,2–30,7) или агрессивного психоэмоционального (21,4%, 95%ДИ 18,5 –23,5) воздействия.


Выводы.
Установлено, что значительная часть учащихся средних школ г.Одесса имела неудовлетворительный уровень осведомленности о сути проблемы школьного буллинга — 85,6% (95% ДИ 83,2%–88,7%). Среди опрошенных 86,3% (95%ДИ 83,2–88,7) учеников непосредственно или косвенно сталкивались с этим явлением как жертва, агрессор, наблюдатель или защитник жертвы. У девочек преобладающей формой является вербальный буллинг (72,0%, 95%ДИ 67,2–76,8), тогда как у мальчиков — физический буллинг (21,6%, 95% ДИ 8,2–31,4). У детей, пострадавших от психологической жестокости, чаще выявлялись заболевания, относящиеся к группе психосоматических, психоневрологические синдромы, психоэмоциональные нарушения и огнитивные расстройства.


Ключевые слова:
синдром жестокого обращения с ребенком, школьный буллинг, психологическая жестокость, дети.

Библиографические ссылки

Doletskiy SYa. 1986. Kriticheskie situatsii v zdorove i vospitanii detey. Moskva: 15.

Katuvannia ta zhorstoke povodzhennia z ditmy v Ukraini. Za zah red YeIu Zakharova. Kharkiv, Prava liudyny, 2013: 244.

Otchet o profilakticheskoy rabote organov vnutrennih del za yanvar-dekabr 2012 g. Sb po Rossii GIATs MVD Rossii. 2013: 11—14.

Pro poperedzhennia nasylstva v simi. Zakon Ukrainy vid 15.11.2001 № 2789–III. Vidomosti Verkhovnoi Rady Ukrainy. 2002. 10. St. 70.

Child Abuse and Neglect Fatalities 2012: Statistics and Interventions. https://www.childwelfare.gov/pubPDFs/fatality.pdf.

Klomek AB, Sourander A, Niemela S et al. 2011. Childhood bullying behaviors as risk for suicide attempts and completed suicides: a population-based birth cohort study. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 48: 254—261. http://dx.doi.org/10.1097/CHI.0b013e318196b91f; PMid:19169159

Bauer NS, Herrenkohl TI, Lozano P et al. 2012. Childhood bullying involvement and exposure to intimate partner violence. Pediatrics. 118: 235—242. http://dx.doi.org/10.1542/peds.2005-2509; PMid:16882768 PMCid:PMC2270412

Colman R, Widom C. 2008. Childhood abuse and neglect and adult intimate relationships: a prospective study. Child Abuse and Neglect. 28; 11: 1133—1151. http://dx.doi.org/10.1016/j.chiabu.2004.02.005; PMid:15567020

Dombrowski SC, Gischlar KL. 2005. Keeping children safe from online sexual victimization. NASP Communique. 34; 2: 392.

Fang X. 2012. The economic burden of child maltreatment in the United States and implications for prevention. Child Abuse & Neglect. 36; 2: 156—165. http://dx.doi.org/10.1016/j.chiabu.2011.10.006; PMid:22300910 PMCid:PMC3776454

Giardino AP. 2004. Recognition of Child abuse for mandated reporter. Missouri: G.W. Medical Publishing: 440.

Kempe R, Kempe CH. 1983. The common secret: sexual abuse of children and adolescent. N. Y.: 56—89.

Long-Term Consequences of Child Abuse and Neglect. Child Welfare Information Gateway. 2013. http://www.childwelfare.gov/pubs/factsheets/long-term-consequences.cfm.

Olweus D, Limber SP. 2010. Bulling in school: evaluation and dissemination of the Olweus Bulling Prevention Program. The American Journal of Orthopsychiatry. 80; 1: 124—134. http://dx.doi.org/10.1111/j.1939-0025.2010.01015.x; PMid:20397997

Parental Substance Abuse A Major Factor In Child Abuse And Neglect. 2015. http://www.nccafv.org/parentalsubstanceabuse.htm.

Theoklitou D, Kabitisis N, Kabitsi A. 2011. Physical and emotional abuse of primary school children by teachers. Child Abuse & Neglect. 36: 64—70. http://dx.doi.org/10.1016/j.chiabu.2011.05.007; PMid:22197151

Finkelhor D, Turner HA, Shattuck A, Hamby SL. 2013. Violence, crime, and abuse exposure in a national sample of children and youth: An update. JAMA pediatrics. 167; 7: 614—621. http://dx.doi.org/10.1001/jamapediatrics.2013.42; PMid:23700186

Выпуск

Раздел

Социальная педиатрия