Особенности психологического статуса у детей с патологией органов дыхания

Авторы

  • M. A. Gonchar
  • A. S. Senatorova
  • O. N. Tsyura
  • T. V. Chaychenko
  • L. G. Telnova
  • L. N. Chernenko

DOI:

https://doi.org/10.15574/SP.2016.75.97

Ключевые слова:

дети, психологический статус, бронхолегочная патология

Аннотация

Цель: изучить особенности психологического статуса у детей с бронхолегочной патологией.

Пациенты и методы. Сравнивали уровень психического напряжения (по результатам анкетирования Beck Youth) у детей с острыми бронхолегочными заболеваниями (1 группа) и бронхиальной астмой (2 группа).

Результаты. Большинство детей 2-й группы (84,0±5,0%) характеризовалось психосоматической дезориентацией и нестойкостью к стрессу, в то время как в 1-й группе выявлены 28,5±3,8% пациентов с нарушением психоэмоционального состояния. Средний уровень тревожности наблюдался у 40,0±3,0% пациентов 2-й группы и у 14,3±2,7% 1-й группы. Высокий уровень тревожности наблюдался у 32,0±4,5% детей 2-й группы и у 9,5±2,6% 1-й группы. Заниженная самооценка зафиксирована у 64,0±5,5% детей 2-й группы, в 1-й группе детей с заниженной самооценкой не выявили; нормальную самооценку зафиксировали у 28,0±2,5% и 71,4±3,1% детей соответственно, высокую — у 8,0±1,5% и у 28,6±4,2% соответственно. У 12±1,5% детей 2-й группы наблюдались признаки депрессии.

Выводы. Психоэмоциональное состояние у детей с бронхиальной астмой характеризовалось преимущественно повышением уровня тревожности и заниженной самооценкой по сравнению с группой детей с острой бронхолегочной патологией. Выявленные особенности обосновывают целесообразность проведения оценки психологического состояния на всех этапах работы с детьми, имеющими хронические заболевания органов дыхания.

Ключевые слова: дети, психологический статус, бронхолегочная патология.

Библиографические ссылки

Aleksander F. 2002. Psihosomaticheskaya meditsina. Printsipyi i prakticheskoe primenenie. Per s angl S Mogilevskogo. Moskva, EKSMO-Press: 152—164.

Moiseienko RO, Sokolovska YaI, Kulchytska TK, Bukhanovska TM. 2010. Analiz ta tendentsii zakhvoriuvanosti dytiachoho naselennia Ukrainy. Sovremennaya pediatriya. 3(31): 13-18.

Konstantynovych TV. 2008. Psykholohichnyi status khvorykh na bronkhialnu astmu ta metody yoho korektsii. Novosty medytsynы y farmatsyy: Allerholohyia y pulmonolohyia. 246. http://www.mifua.com/archive/issue-5161.

Konstantynovych TV. 2007. Somatopsykhichna dysfunktsiia u khvorykh bronkhialnoiu astmoiu ta yii vplyv na kliniko-funktsionalnyi perebih zakhvoriuvannia. Astma ta alerhiia. 1—2: 106—107.

Lebedynets NV, Riznyk AH. 2013. Aspekty dynamiky patolohii orhaniv dykhannia dytiachoho naselennia. Hihiiena naselenykh mists. 61: 316— 323. http://nbuv.gov.ua/UJRN/gnm_2013_61_53.

Medyko-demohrafichna sytuatsiia ta orhanizatsiia medychnoi dopomohy naselenniu u 2010 rotsi: pidsumky diialnosti systemy okhorony zdorovia ta realizatsiia Prohramy ekonomichnykh reform na 2010—2014 roky «Zamozhne suspilstvo, konkurentospromozhna ekonomika, efektyvna derzhava». Za red OV Anishchenka. Kyiv, MOZ Ukrainy. 2011: 104.

Pro vnesennia zmin do nakazu Ministerstva okhorony zdorovia Ukrainy vid 09 lypnia 2004 roku №355. Nakaz MOZ Ukrainy vid 21.12.2012 r. № 1082. http://www.moz.gov.ua.

Chaychenko TV. 2012. Psihosotsialnyie aspektyi narusheniy pischevogo povedeniya i fizicheskoy aktivnosti shkolnikov harkovskogo regiona. Mezhdunarodnyiy med zhurn. 2: 20—24.

American Psychological Association (2014). Report of the APA task force on advertising and children. URL: http://www.apa.org/pi/families/children-mental-health.aspx.

Выпуск

Раздел

Заболевания верхних и нижних дыхательных путей